С развитием капиталистических отношений, машинного способа производства резко возрастает потребность в научных знаниях, и наука постепенно начинает превращаться в непосредственную производительную силу. Бурный рост промышленного производства (промышленная революция 18-19 веков) вызывает резкое усиление позиций науки как фактора общественного прогресса. Усиленно развиваются учебные заведения, университеты и прежде всего в направлении технических и естественных наук. В результате этой промышленной революции человечество перешло к принципиально иному способу производства материальных благ: крупному машинному производству, вступив тем самым в период индустриального общества.
Дальнейшее развитие и подлинный расцвет науки принято связывать с научно-технической революцией, в результате которой человечество должно получить также принципиально иной способ производства материальных благ: автоматизированное или автоматическое производство. Некоторые специалисты считают, что, начавшись с изобретения компьютера - устройства, способного управлять системой машин, современная научно-техническая революция закончится в 20-30-е годы 21 столетия тем, что основная масса материальных благ будет производиться на полностью автоматизированных производствах. Эта гипотеза подтверждается тем, что современные технологии по своему характеру становятся все более пригодными к такой автоматизации.